Проект Сангина.ру - это не только теория, но и практика работы с художественными и декоративными материалами. К нам часто обращаются с просьбами помочь в создании какого-либо декора: патинирование дерева и металла, покраска мебели под стиль "шебби", декор купюрниц для ресторана и проч.
С типичными задачами всё просто. А бывают и очень необычные просьбы, например: покрасить свечи серым лаком, разместить черные зеркала внутри шкатулки (причем, без стыков), помочь убрать липкость несохнущего лака...
Бывает, что мы справляемся, а бывает, что и нет. Но в ходе поисков и тестов подчас находятся новые творческие ходы и совершаются очень интересные открытия. Вот как, например, сейчас.
Клиент принёс нам старые виниловые пластинки (1973-1982 годов). Их бы послушать на соответствующем аппарате да поностальгировать... Так нет же, их поручено позолотить! Да ещё так, чтобы блеск металла был ярким и чистым, как при гальванике.
Гальваника - электрохимическое осаждение каких-либо металлов на обрабатываемой поверхности (с применением постоянного тока, анодов и специальной ванны, наполненной водой, являющейся электролитом).
Главное условие для гальванирования - электропроводящая поверхность предмета. Если изделие изготовлено не из электропроводящего материала (например, виниловые пластинки), тогда его сначала покрывают тонким слоем электропроводящего материала, и затем наносят гальваническое покрытие. Толщина гальванического покрытия может варьироваться от 0,05 мкм до 0,5 мкм.
"Лучше гор могут быть только горы". Так и здесь: лучше тонкого слоя металла может быть только тонкий слой металла.
Попробуем другой способ золочения поверхности металлом - наложение листовой потали (работают также с сусальным, каратным золотом). Кстати, странно, что нет такого термина, как "поталирование". Можно было бы его и ввести в обиход :)
Поталь представляет собой тончайшие листы металлического сплава меди с цинком (бывает и небольшой процент золота, меди и алюминия). Толщина листа составляет около 3 мкм (0,003 мм). После полировки потали на обрабатываемой поверхности толщина листа покрытия уменьшается.
СЛОЖНОСТИ и пути их решения
1. Как правильно подготовить поверхность?
Поталь традиционно накладывают на хорошо и правильно подготовленную поверхность. В идеале порядок действий должен быть таким: грунтовка, шлифовка, полировка, нанесения клея, наложение потали, полировка, защита лаком.
Согласно нашему заданию, все бороздки у пластинки должны идеально просматриваться. Поэтому слой с традиционным толстым грунтом (глиняным болюсом) отпадает сам собой. На виниловые пластинки можно нанести прозрачный грунт для работы по стеклу и керамике.
Мы не стали наносить грунтовочный состав вообще (чтобы избежать возможных артефактов в виде дополнительных следов от кисти, ворсинок и проч.). Просто обезжирили поверхность при помощи ватного диска и водки (спирта), дождались высыхания, убрали все ворсинки, смахнули пыль. Дальше дело за клеем.
При безгрунтовочном нанесении листов потали на виниловую пластинку звуковые бороздки будут отлично просматриваться. Правда, не только они, а также все возможные дефекты виниловой поверхности...
2. На что клеить поталь?
Поталь приклеивается на особый клей. Он известен под разными названиями (спиртовой или водный полимент, мордан, мордант, мист, молочко, смесь для золочения, масляный клей для потали и проч.) и обладает разными свойствами (цвет, запах, время высыхания и проч.). Новичку сложно правильно выбрать подходящий для конкретной работы вид клея.
Время высыхания клеевого состава колеблется от 20 минут до трёх суток или даже недели (масляный мордан). Для декора виниловых пластинок мы выбираем между спиртовым и водным полиментом.
Спиртовой состав идеально подходит для водоотталкивающих поверхностей, таких как стекло, керамика, пластик, хорошо ложится на оштукатуренные и загрунтованные стены. Такой вид полимента достаточно предсказуем в работе и не окисляет поталь в дальнейшем. Именно поэтому его часто выбирают профессиональные мастера.
Однако, спиртовой состав быстро сохнет. Это может привести к образованию наслоений клея на поверхности. То же самое может произойти и с водным полиментом. Например, пока мы делали кадр с кисточкой и клеем (фото выше), мордан на пластинке стал высыхать. Место стыка подсохшего и свежего клея оказалось весьма заметным и в дальнейшем отразилось на результате золочения не лучшим образом (фото справа).
Тем не менее, новичкам лучше выбрать водный клей для потали. К тому же, его можно разбавить водой, тогда его будет легче наносить ровным слоем.
Но надо иметь ввиду, что через некоторое время после окончания работы с поталью водные составы (клей, лак) могут вызвать окисление потали (образование пятен), что, конечно, печально.
Но есть и хорошая новость: это страшное "окисление" не касается листов "серебряной" потали, потому что в их основе находится аллюминий. Поэтому для декорирования "платинового диска" мы смело использовали водный клей для золочения!
3. Чем наносить клей?
Как сделать так, чтобы мордан лёг равномерно, тонким слоем и без видимых следов от кисти? Все эти вопросы очень важны, т.к. именно от этого этапа во многом зависит конечный результат золочения.
Варианты: наносить клей очень мягкой кистью (белка) или коротковорсым валиком.
4. Какую поталь выбрать?
Поталь бывает в листах, рулонах и в виде мелкой крошки. Она может плотно держаться на подложке (трансфертная поталь) или представлена свободными листами, проложенными тонкой пергаментной бумагой.
Легче всего работать с трансфертной поталью, которой легко управлять. Такая поталь не улетает и не рвётся, к тому же, ее можно вырезать ножницами по заданной форме. Однако она мало не подходит для золочения фактурных резных элементов.
Для золочения больших и плоских поверхностей, как в нашем случае с виниловыми пластинками, отлично подойдёт листовая поталь.
5. Когда нужно накладывать поталь?
Принцип работы с клеем для потали по сути один: равномерно нанести состав на основу тонким слоем, выждать до состояния "лёгкого отлипа", осторожно наложить и разгладить поталь.
6. Как полировать?
Поскольку в нашем случае с пластинкой был исключен полноценный этап грунтовки с применением болюса, то и традиционная полировка золота агатовым зубцом здесь не подходит.
Полировка возможна простым мягким материалом, как, например, ватный диск. Двигаться нужно строго по направлению бороздок.
7. Как защитить поталь?
Поскольку данные "золотые" и "платиновые" диски будут помещены под стекло, то дополнительной защиты не требуется.
Важно понимать, что любой лак гасит сияние потали и проявляет все мелкие огрехи, неровности и стыки.
8. Какие альтернативы?
Мы попробовали также и другие материалы для золочения (жидкая поталь, восковая паста, аэрозольная краска). Однако все они не дали такого металлического блеска и сияния, как поталь. Об этих материалах и работе с ними мы расскажем отдельно.
С типичными задачами всё просто. А бывают и очень необычные просьбы, например: покрасить свечи серым лаком, разместить черные зеркала внутри шкатулки (причем, без стыков), помочь убрать липкость несохнущего лака...
Бывает, что мы справляемся, а бывает, что и нет. Но в ходе поисков и тестов подчас находятся новые творческие ходы и совершаются очень интересные открытия. Вот как, например, сейчас.
Клиент принёс нам старые виниловые пластинки (1973-1982 годов). Их бы послушать на соответствующем аппарате да поностальгировать... Так нет же, их поручено позолотить! Да ещё так, чтобы блеск металла был ярким и чистым, как при гальванике.
Гальваника - электрохимическое осаждение каких-либо металлов на обрабатываемой поверхности (с применением постоянного тока, анодов и специальной ванны, наполненной водой, являющейся электролитом).
Главное условие для гальванирования - электропроводящая поверхность предмета. Если изделие изготовлено не из электропроводящего материала (например, виниловые пластинки), тогда его сначала покрывают тонким слоем электропроводящего материала, и затем наносят гальваническое покрытие. Толщина гальванического покрытия может варьироваться от 0,05 мкм до 0,5 мкм.
"Лучше гор могут быть только горы". Так и здесь: лучше тонкого слоя металла может быть только тонкий слой металла.
Попробуем другой способ золочения поверхности металлом - наложение листовой потали (работают также с сусальным, каратным золотом). Кстати, странно, что нет такого термина, как "поталирование". Можно было бы его и ввести в обиход :)
Поталь представляет собой тончайшие листы металлического сплава меди с цинком (бывает и небольшой процент золота, меди и алюминия). Толщина листа составляет около 3 мкм (0,003 мм). После полировки потали на обрабатываемой поверхности толщина листа покрытия уменьшается.
СЛОЖНОСТИ и пути их решения
1. Как правильно подготовить поверхность?
Поталь традиционно накладывают на хорошо и правильно подготовленную поверхность. В идеале порядок действий должен быть таким: грунтовка, шлифовка, полировка, нанесения клея, наложение потали, полировка, защита лаком.
Согласно нашему заданию, все бороздки у пластинки должны идеально просматриваться. Поэтому слой с традиционным толстым грунтом (глиняным болюсом) отпадает сам собой. На виниловые пластинки можно нанести прозрачный грунт для работы по стеклу и керамике.
Мы не стали наносить грунтовочный состав вообще (чтобы избежать возможных артефактов в виде дополнительных следов от кисти, ворсинок и проч.). Просто обезжирили поверхность при помощи ватного диска и водки (спирта), дождались высыхания, убрали все ворсинки, смахнули пыль. Дальше дело за клеем.
При безгрунтовочном нанесении листов потали на виниловую пластинку звуковые бороздки будут отлично просматриваться. Правда, не только они, а также все возможные дефекты виниловой поверхности...
2. На что клеить поталь?
Поталь приклеивается на особый клей. Он известен под разными названиями (спиртовой или водный полимент, мордан, мордант, мист, молочко, смесь для золочения, масляный клей для потали и проч.) и обладает разными свойствами (цвет, запах, время высыхания и проч.). Новичку сложно правильно выбрать подходящий для конкретной работы вид клея.
Время высыхания клеевого состава колеблется от 20 минут до трёх суток или даже недели (масляный мордан). Для декора виниловых пластинок мы выбираем между спиртовым и водным полиментом.
Спиртовой состав идеально подходит для водоотталкивающих поверхностей, таких как стекло, керамика, пластик, хорошо ложится на оштукатуренные и загрунтованные стены. Такой вид полимента достаточно предсказуем в работе и не окисляет поталь в дальнейшем. Именно поэтому его часто выбирают профессиональные мастера.
Однако, спиртовой состав быстро сохнет. Это может привести к образованию наслоений клея на поверхности. То же самое может произойти и с водным полиментом. Например, пока мы делали кадр с кисточкой и клеем (фото выше), мордан на пластинке стал высыхать. Место стыка подсохшего и свежего клея оказалось весьма заметным и в дальнейшем отразилось на результате золочения не лучшим образом (фото справа).
Тем не менее, новичкам лучше выбрать водный клей для потали. К тому же, его можно разбавить водой, тогда его будет легче наносить ровным слоем.
Но надо иметь ввиду, что через некоторое время после окончания работы с поталью водные составы (клей, лак) могут вызвать окисление потали (образование пятен), что, конечно, печально.
Но есть и хорошая новость: это страшное "окисление" не касается листов "серебряной" потали, потому что в их основе находится аллюминий. Поэтому для декорирования "платинового диска" мы смело использовали водный клей для золочения!
3. Чем наносить клей?
Как сделать так, чтобы мордан лёг равномерно, тонким слоем и без видимых следов от кисти? Все эти вопросы очень важны, т.к. именно от этого этапа во многом зависит конечный результат золочения.
Варианты: наносить клей очень мягкой кистью (белка) или коротковорсым валиком.
Поталь бывает в листах, рулонах и в виде мелкой крошки. Она может плотно держаться на подложке (трансфертная поталь) или представлена свободными листами, проложенными тонкой пергаментной бумагой.
Легче всего работать с трансфертной поталью, которой легко управлять. Такая поталь не улетает и не рвётся, к тому же, ее можно вырезать ножницами по заданной форме. Однако она мало не подходит для золочения фактурных резных элементов.
Для золочения больших и плоских поверхностей, как в нашем случае с виниловыми пластинками, отлично подойдёт листовая поталь.
5. Когда нужно накладывать поталь?
Принцип работы с клеем для потали по сути один: равномерно нанести состав на основу тонким слоем, выждать до состояния "лёгкого отлипа", осторожно наложить и разгладить поталь.
6. Как полировать?
Поскольку в нашем случае с пластинкой был исключен полноценный этап грунтовки с применением болюса, то и традиционная полировка золота агатовым зубцом здесь не подходит.
Полировка возможна простым мягким материалом, как, например, ватный диск. Двигаться нужно строго по направлению бороздок.
7. Как защитить поталь?
Поскольку данные "золотые" и "платиновые" диски будут помещены под стекло, то дополнительной защиты не требуется.
Важно понимать, что любой лак гасит сияние потали и проявляет все мелкие огрехи, неровности и стыки.
8. Какие альтернативы?
Мы попробовали также и другие материалы для золочения (жидкая поталь, восковая паста, аэрозольная краска). Однако все они не дали такого металлического блеска и сияния, как поталь. Об этих материалах и работе с ними мы расскажем отдельно.
Вы поталь брали какого размера?
ОтветитьУдалить